Сайт старшего воспитателя МБДОУ "Александровский детский сад "Ягодка" Храмовой Светланы Викторовны

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»

 

В соответствии с годовым планом МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» и планом тематического контроля в октябре 2015г. комиссией в составе: старшего воспитателя Храмовой С.В. была проведена тематическая проверка по теме «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС ДО».

Цель: Анализ  системы воспитательно - образовательной работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

Задачи:

Проанализировать:

- Основную образовательную программу МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» на включение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс;

- подготовленность педагогов к реализации регионального компонента дошкольного образования;

- организацию развивающей предметно-пространственной среды  в МБДОУ как систему материальных объектов, направленных на взаимодействие личности с элементами мордовской народной культуры в процессе деятельности;

- взаимодействие педагогов и семьи по приобщению дошкольников к мордовской народной культуре

Сроки: 23.10.2015г. –28.10.2015г.

В сферу контроля были включены вопросы:

  1. Анализ Основной образовательной программы МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» на включение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс;
  2. Оценка профессиональных умений воспитателей;
  3. Инновационная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках реализации регионального компонента;
  4. Просмотр организованной образовательной деятельности;
  5. Оценка создания условий этнокультурного развития детей в группах и ДОУ;
  6. Оценка планирования работы педагогов ;
  7. Оценка методического обеспечения;
  8. Оценка форм взаимодействия педагогов с родителями по реализации регионального компонента;
  9. Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.

 

  1. Анализ Основной образовательной программы МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» (далее-Программа) показал, что региональный компонент образования реализуется в вариативной части  Программы. Составной частью Программы является региональный модуль для детей дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», направленный на изучение языков, культуры, истории мордовского народа. Наряду с действующим модулем продолжает реализовываться региональная программа «Валдоня», направленная на художественно-творческое, историко-культурное, физичекое развитие детей средствами мордовской национальной культуры.

В Программе представлены:

  • Особенности содержания образовательной деятельности по реализации регионального компонента;
  • Компоненты национальных и социокультурных условий развития детей дошкольного возраста через ознакомление с малой родиной – Республикой Мордовией;
  • Методическое обеспечение.

Воспитательно-образовательный процесс по реализации регионального  компонента затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с детьми и культурные практики:

-в образовательной деятельности (занятия);

- в игре;

-в совместной деятельности педагога с детьми;

-в культурно – досуговой деятельности;

-в самостоятельной деятельности детей;

-в совместной деятельности с родителями воспитанников;

-в работе с социумом.

  1. С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов:

- организуются консультации для воспитателей по этнокультурному воспитанию дошкольников;

- педагоги участвуют в творческих и профессиональных конкурсах;

- педагоги являются членами рабочей группы по проектированию основной образовательной программы - новый вид профессиональной деятельности;

- принимают участие в  районных   методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, педагогических чтениях.

  1. Определяющим условием в организации этнокультурного образования являются творческий и научно-исследовательский потенциал педагогов ДОУ, их стремление к профессиональному совершенствованию и использованию инновационных методик образования и воспитания. Одним из способов приобщения к новейшим образовательным технологиям служит проектная технология.

Построение педагогического процесса по реализации регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает внедрение инновационных проектов и программ.

Проект  «Использование мордовских народных и  различных видов игр, разработанных с учётом мордовской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ», предполагает использование народных игр в работе с детьми, позволяет донести до детей нравственные ценности, колорит его обычаев, своеобразие мордовского языка, сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям.

Развитие сенсомоторной функции у детей младшего  дошкольного возраста, творческих способностей, речи детей,  приобщение к культуре мордовского края  ведётся через  использование технологии  тестопластика (лепка из соленого теста), в рамках проекта «Мукасолька».

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ», позволяет реализовать актуальные в настоящее время цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС ДО  с учетом регионального компонента. Особенность проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с народными традиционными праздниками родного края.

В рамках реализации проекта «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в системе приобщения детей к мордовской культуре  во второй младшей группе с учетом реализации ФГОС ДО» дети младшего дошкольного возраста знакомятся с нетрадиционными способами рисования,  учатся передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, проявляют интерес к мордовской народной культуре, стремятся научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Всё это находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

В рамках программы «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ» дошкольники учатся различным приемам работы с бумагой; следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; знакомятся с искусством бумагокручения.

  1. В ходе тематического контроля был осуществлён просмотр организованной образовательной деятельности:

1.Маколова Светлана Сергеевна - «Путешествие по малой Родине», средняя группа;

2.Панкова Екатерина Николаевна- «День рождение Алдуни», средняя группа;

3.Лапшова Надежда Юрьевна- «В гости к бабушке Маруне», первая младшая группа, который  показал, что занятия состоят из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Занятия с детьми  составлены с учетом этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Мордовии. В работе с детьми педагоги используют  вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление - все это способствует мыслительной деятельности и возможности для развивающего обучения каждого ребёнка. Во время проведения  организованной образовательной деятельности  педагоги сочетают различные формы групповой и индивидуальной работы. Также при выборе темы занятия и материалов к нему происходит упор на основные принципы дидактики, которые лежат в основе основной образовательной программы МБДОУ, учитываются возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития. С детьми была проведена предварительная работа: чтение художественных произведений, разучивание поговорок и пословиц о родине, знакомство с национальной одеждой мордвы.

Использовались следующие формы организации детей:

групповая –подвижная  игра «Собака и белочки», «Волшебный кокошник», «Урожай собирай» .

подгруппа – речевые дидактические упражнения, обсуждения, выводы.

индивидуальная –дидактическая игра «Собери национальный костюм» , работа с презентацией по вопросам.

Были продуманы условия:

  1. В группе проветрено, чисто.
  2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
  3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.

Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть – направлена на мотивацию детей. В качестве мотивации использовалась кукла, сюрпризный герой.

Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.

Наглядные: иллюстративный красочный материал, демонстрационный, презентация.

Словесные: вопросы «на засыпку» к детям, повторение и уточнение, поощрение.

Практический: участие детей в дидактических играх, коллективная работа, умение работать дружно и проявление уважения друг к другу.

Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.

Использование разнообразных методов и приемов, технологий (ИКТ, технологии исследования, игрового) – все это условия для положительной динамики развития и усвоения данной темы дошкольниками.

Основная часть занятия – совместная практическая деятельность педагога и детей: выполнение заданий, предложенных дошкольникам.

3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.

  1. С целью оценки созданных условий этнокультурного развития детей в группах и ДОУ проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды, который показал, что в группах и ДОУ создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. В каждой возрастной имеется уголок мордовской народной культуры, где представлены: куклы в национальной одежде: герб, гимн, флаг Республики Мордовия; методическая литература, журналы, открытки, хрестоматия с мордовскими народными сказками; мордовские народные игрушки. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры. Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, набор дисков, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о мордовской народной культуре, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В МБДОУ на лестничной клетке организован мини-музей хлеба и «Мордовская изба» - являются одной из форм ознакомления детей с родным краем. Остаётся проблемой недостаточность помещений в МБДОУ для организации полноценного музея.
  2. В ходе проверки была проанализирована документация групп: перспективные и календарные планы на наличие регионального компонента. Общее состояние ведения текущей документации воспитателей оценено как удовлетворительное. Текущая документация аккуратна, эстетически оформлена. Ежедневно готовится план воспитательно-образовательной деятельности с детьми на день в соответствии с перспективным планом, сеткой занятий. Работа по включению регионального компонента в воспитательно – образовательный процесс планируется согласно     примерного регионального модуля для детей дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» и региональной программой «Валдоня». В календарных планах в режимных моментах прописываются мордовские подвижные и дидактические игры, чтение мордовских народных сказок, беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций и фото мордовского национального костюма и т.д.
  3. Анализ методического обеспечения показал, что в группах и методическом кабинете имеется в наличии программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал, художественная литература по реализации регионального компонента.
  4. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»/авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Коркина, и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011г.)
  5. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/сост.Е.Н.Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013.-216 с.
  6. Валдоня. Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ.Мордовия.- Саранск: Тип. «Красн.Окт.». 2011.-108с.
  7. Б.С.Брыжинский. Серебрянные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной обработке. Саранск.: Модов.кн.изд-во , 2002г.
  8. Ю.Ф.Юшкин Мордовское народное искусство. Саранск.: Модов.кн.изд-во ,2000г.
  9. Республика Мордовия в России и мире:учебн.пособие/ Н.И.Изергина, В.П.Изергина; под ред.чл.корр.РАН Н.М.Арсентьева; Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарёва. – Саранск,2013. – 320с.
  10. Федот Васильевич Сычков. Живопись. Графика: альбом/авт.-сост. Л.Г.Бертяева, Л.А.Букина М.И.Сурина; Саранск,2010. – 312с.
  11. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родн. крае для маленьких читателей/ МГУ им.Н.П.Огарёва.; авт.-сост. Н.М.Арсентьев, Т.С.Баргова, К.И.Шапкаркин.-Саранск:-2005.-48с.
  12. Саранск столичный: рассказы для детей о столице Республики Мордовия/ Авт.-сост.: Н.М.Арсентьев, Т.С.Баргова, Е.С.Руськина и др. – Саранск: Издатель Константин Шапкаркин, 2012. – 48с.

Имеется необходимость продолжать пополнять программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал по мере поступления новинок в продажу.

  1. С целью оценки форм взаимодействия педагогов и семьи по реализации регионального компонента проведено анкетирование педагогов, которое показало, что педагоги используют различные формы работы направленные на вовлечение родителей в образовательный процесс: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок совместных поделок детей и родителей, участие родителей на детских концертах и праздниках. Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний по региональному компоненту.
  2. В рамках эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума по реализации регионального компонента МБДОУ активно сотрудничает сАлександровской сельской библиотекой, КДЦ «Современник». Совместно с МОУ «Александровская СОШ» разработан план преемственности, включающий в себя посещение краеведческого музея школы. В музее накоплен определённый опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, воспитателями детских садов. В фонде музея представлена мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.

 

Вывод: Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что этнокультурный компонент образования занимает значительное место в образовательном процессе МБДОУ. Это отвечает требованиям социокультурной среды, в которой оно функционирует.

Анализ Основной образовательной программы МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» (далее-Программа) показал, что региональный компонент образования реализуется в вариативной части  Программы. В  МБДОУ реализуется региональный модуль «Мы в Мордовии живем».

Воспитательно-образовательный процесс по реализации регионального  компонента затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с детьми и культурные практики.

Занятия с детьми  составлены с учетом этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Мордовии.

В группах и МБДОУ проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды, который показал, что в группах и ДОУ создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда,  направленная, прежде всего, на учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО  к развивающей предметно-пространственной среде.

Педагоги используют различные формы работы направленные на вовлечение родителей в образовательный процесс: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок совместных поделок детей и родителей, участие  родителей на детских концертах и праздниках. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний.   

Ведется активная работа с учреждениями и организациями, занимающимися этнокультурным просвещением детей. Вместе с тем выявлены определенные проблемы в организации этнокультурного образования в ДОУ: недостаточность предметно-развивающей среды, узость поля профессионального взаимодействия педагогов по вопросам новых образовательных технологий этнокультурной направленности, недостаточность помещений в МБДОУ для организации полноценного музея.


Рекомендации:

1.С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов принимать участие в конференциях на республиканском и региональном уровнях;

  1. Осуществлять воспитательно-образовательный процесс с непосредственным включением родителей в образовательную деятельность по этнокультурному воспитанию детей. Шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Организовать сотрудничество с родителями в сборе экспонатов, материалов для осуществления задач введения регионального компонента в содержание дошкольного образования в детском саду.
  2. Продолжать пополнять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду с учетом этнокультурной ситуации развития ребёнка.
  3. Имеется необходимость продолжать пополнять программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал по мере поступления новинок в продажу.
  4. Аналитическую справку по итогам проведения тематического контроля представить на педагогическом совете.

 

Член комиссии:  ____________ С.В.Храмова

                            

             Справку подготовила старший воспитатель С.В.Храмова

Комментарии:

Ирина Яковлева
написано 02 апреля 2017 в 20:09:08
4
Спасибо! Содержательная справка. Успехов в работе по данному направлению!

Ответить

Елена
написано 19 мая 2018 в 17:38:50
2
Спасибо. Интересный опыт работы. Дальнейших творческих успехов.

Ответить

Галина
написано 26 июня 2018 в 12:16:26
1
Спасибо за содержательный документ.

Ответить

Алма
написано 08 января 2020 в 08:54:52
0
Спасибо за ваш труд. Вы многим помогаете своей работай на сайте. Успехов вам!

Ответить

Оксана Михайловна Гаркуша
написано 16 ноября 2020 в 08:48:09
1
Спасибо за содержательную информацию.

Ответить

Евгения
написано 16 апреля 2024 в 10:45:00
0
Содержательно и по сути.

Ответить

Оставить комментарий: