Сайт старшего воспитателя МБДОУ "Александровский детский сад "Ягодка" Храмовой Светланы Викторовны

"РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ " (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

На современном этапе в обществе происходит становление новой системы  дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования -«…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…».[1] Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». [1]Отмечается значимость инновационной деятельности, которая  «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …». [1]

Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является «учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка».[2]

В ФГОС ДО отмечается, что «часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции ДОУ или Группы.»[2]

При реализации задач регионального содержания необходимо: обеспечить взаимодополнение (интеграцию) образовательных областей; применять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления; создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры. Реализация этих задач предполагает грамотную организацию этнокультурных образовательных практик в условиях ДОУ.

Ознакомление детей с национальной культурой, языком, традициями и обычаями мордовского народа в МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» осуществляется в рамках Регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» / авт.: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина, рекомендованный Министерством образования Республики Мордовия.

Реализация задач по ознакомлению с малой родиной: историей, бытом, природой, культурой, искусством, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию, с достопримечательностями города Саранска, осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников, социальными институтами села. Предпочтение отдаётся культурно – досуговой деятельности. Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: города  Саранска, Республики Мордовия  активно включаются во все формы работы с детьми и культурные практики.

Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. [3]

Для обеспечения реализации этнокультурного направления создаётся эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей. В холле детского сада имеются стенды с государственной символикой России, Мордовии, района, мини художественная галерея, уголок самодеятельности и национальной культуры, мини-музей хлеба, уголок «Изба» В каждой группе оборудованы игровые уголки «Наш край». В ознакомлении детей с народной культурой все глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно.

С 2014 по 2017 г. МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» работал в режиме муниципальной экспериментальной площадки, утвержденной ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №149 от 04.02.2015г, по теме «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ». В рамках данной площадки дошкольники учились различным приемам работы с бумагой; следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; знакомились с искусством бумагокручения.

Данный опыт работы постоянно распространялся на республиканских, районных методических объединениях, конференциях, заседаниях кафедры воспитателей. В 2015 г. детские работы были выставлены в Эстонии в художественной галерее. Также работы детей выставлялись на выставке прикладного и изобразительного искусства, проводимой в рамках XIX, ХХ Республиканского фестиваля «Шумбрат, Мордовия!», «День работников сельского хозяйства», на IV районном фестивале – конкурсе мордовской песни «Кайгоза, шачем масторозень мороц!». В 2016-2017 учебном году работы детей участвовали в районном конкурсе «Мы любовью маминой согреты», «Зимняя фантазия». Лучшие детские работы принимали участие во всероссийских и международных интернет конкурсах и занимали призовые места: «Таланты России», «Одаренные дети» и др.

 Для ознакомления детей с этнокультурным наследием педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения активно используется проектная деятельность.

Проект «Региональный компонент», включающий в себя ещё четыре  проекта, позволил организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию с учетом этнокультурного развития детей.

Образовательный проект «Использование мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учётом мордовской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ» был направлен на приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа через национальные игры; развитие интереса у детей к национальным играм; воспитание у детей чувство гордости, уважения и любви к родному краю через культуру мордовского народа. Основой содержания проекта являлись мордовские игры. Использование народных игр в работе с детьми, позволило донести до детей нравственные ценности, колорит его обычаев, своеобразие мордовского языка, сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям.

Развитие сенсомоторной функции у детей младшего  дошкольного возраста, творческих способностей, речи детей,  приобщение к культуре мордовского края  реализовывалось через  использование технологии  тестопластика (лепка из соленого теста), в рамках проекта «Мукасолька.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ», позволил реализовать актуальные в настоящее время цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС ДО  с учетом регионального компонента. Особенность проекта состояла в том, что он содействовал сохранению духовного здоровья детей, знакомил их с народными традиционными праздниками родного края.

В ходе реализации проекта  «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в системе приобщения детей к мордовской культуре  во второй младшей группе с учетом реализации ФГОС ДО» дети младшего дошкольного возраста знакомились с нетрадиционными способами рисования,  учились передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий.

Большое внимание  уделяется проведению конкурсов детских творческих работ этнокультурной направленности. Наша воспитанница Храмова Анастасия стала Лауреатом 2 степени номинации «Актёрское мастерство» в Межрегиональном этноконкурсе исследовательских, проектных и творческих работ студентов, магистрантов, учащихся, дошкольников учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования "Панжема (Открытие) - 2017".

Традиционным стал Республиканский конкурс декоративно-прикладного творчества «Бабань парь»/«Бабушкин сундук». По итогам Республиканского конкурса «Бабань парь»/»Бабушкин сундук» 2015 года в номинации «Лоскутное шитьё» абсолютным победителем стала Лапшова Н.Ю.

В рамках Международной просветительской  акции  «Большой этнографический диктант» 2017 уровень этнографической грамотности проверили 5 педагогов МБДОУ. Также представляли свой опыт работы по этнокультурной направленности в  Межрегиональной конференции «Инновационные технологии в дошкольном и начальном образовании в условиях реализации ФГОС» и  в Республиканском  круглом столе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста».

Таким образом, практика показывает, что  этнокультурный компонент образования занимает значительное место в образовательном процессе МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка». Это отвечает требованиям социокультурной среды, в которой он функционирует, в результате происходит формирование важных личностных характеристик дошкольника - этнокультурного самосознания и самоидентичности.

 

Литература:

 

1.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании РФ»

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / авт.: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.

 

Оставить комментарий: