Статья из Сборника материалов XII Всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием "Этнокультурное воспитание дошкольников в современных условиях"
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Мы живем в Республике Мордовия, регионе насыщенном культурными и этническими особенностями, и детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования -«…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…».[1]
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является «учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка».[2]
Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
В основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации лежит принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
В детском саду уделяется большое внимание реализации этнокультурного компонента, предусматривающего воспитание детей в среде, насыщенной национальным колоритом. Ознакомление детей с национальной культурой, языком, традициями и обычаями мордовского народа осуществляется в рамках регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живём».
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие».
Реализация задач по ознакомлению с малой родиной: историей, бытом, природой, культурой, искусством, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию, с достопримечательностями города Саранска, осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников, социальными институтами города и при их поддержке в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы. Предпочтение отдаётся культурно – досуговой деятельности.
Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой родины: города Саранска, Республики Мордовия активно включаются во все формы работы с детьми и культурные практики:
-в организованную образовательную деятельность (занятия)
-в совместную деятельность педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка
-в культурно – досуговую деятельность
-в самостоятельную деятельность детей
-в совместную деятельность с родителями воспитанников
-в работу с социумом.
Этнокультурное воспитание дошкольников осуществляется в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволяет создавать образовательно - воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.
Поддержка со стороны родителей имеет немаловажное значение. Поэтому, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, в ДОУ организуются родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в дошкольном учреждении.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в конкурсах различного уровня, где занимают победные и призовые места.
Традиционным стало участие педагогических работников во всероссийской конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы», с последующей публикацией материалов в сборнике.
Подводя итог работе, можно констатировать, что целостная система этнокультурного воспитания позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Литература
1.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании РФ»
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3.Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / авт.: О. В. Бурляева, Л. П. Карпушина, Е. Н. Киркина [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.