Сообщение на заседании педагогического совета «Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» (ФГОС ДО)
Живя рядом с уникальными историческими местами, памятниками архитектуры, мы часто не интересуемся ими. Нам кажется, что только где-то далеко существует нечто ценное, интересное, достойное изучения.
Как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее.
Использование регионального компонента как одного предполагает следующее:
Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости.
Современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования названо единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Соответственно, и содержание образования сегодня должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений; обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Направленность программ может определяться региональными национальными и этнокультурными особенностями. Возможно освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Таким образом, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, отмечено, что данная часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и, как правило, строится на основе тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в большей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а такжевозможностям педагогического коллектива, с учетом сложившихся традиций детского сада.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя), а также представители других национальностей. Общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, проживающих издавна на данной территории.
Региональный, национальный и этнический материал как в содержательном плане, так и в технологическом, выступает средством формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Учитывая, что на следующих ступенях образования, в начальной, основной и средней общеобразовательной школе, региональный материал органично включается в учебный процесс (факультативы, элективные дисциплины, дисциплины по выбору), разрабатывая основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом регионального содержания в части, формируемой участниками образовательных отношений, детский сад обеспечивает достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
В Республике Мордовия, начиная с 1999 года, в детских садах активно разрабатывался и внедрялся национально-региональный компонент, сначала на основе программы «Валдоня» и программы «Методика обучения дошкольников мордовскому языку» А. И. Исайкиной, затем (с 2011 г.) – примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы живем в Мордовии».
В последние годы были наработаны новые материалы по этноэкологическому, этетическому, социальному, познавательному, речевому, литературному развитию детей.Проблемы совершенствования регионального содержания и технологий работы с детьми по данному направлениюкак на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности, при организации режимных моментов, кружковой и досуговой деятельности неоднократно обсуждались на научно-практических и методических конференциях, семинарах, семинарах-практикумах. Это доказывает готовность педагогов к реализации части программы, разработанной участниками образовательных отношений, с учетом региональных и этнических условий, а также заинтересованностьродителей, учителей, социальных партнеров и общественности в данном вопросе.
Данные положения обусловили необходимость разработки регионального образовательного модуля дошкольного образования с учетом этнокультурных особенностей республики Мордовия. Модуль разработан для детей от 3 до 7 лет и содержит целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе представлены цели, задачи, принципы и подходы к формированию регионального образовательного модуля дошкольного образования, обозначены характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста в этнокультурной среде, а также планируемые результаты освоения модуля.
В содержательном разделе раскрыта образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка 3-7 лет по образовательным областям, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Следует отметить, что содержаниеобразовательной области "Речевое развитие. Учимся говорить на мордовских языках" рекомендуется использовать в дошкольных образовательных организациях муниципальных образований и регионов с компактным проживанием мордвыили в кружковой работе по ознакомлению с мордовскими языками, при условии, что руководителем кружка выступает педагог - носитель одного из мордовских языков.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения модуля,перечень методических материалови средств обучения и воспитания, а также раскрывает особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и организацииразвивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики.
Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» может служить основой для части программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, для групп с разной продолжительностью пребывания детей в дошкольной организации в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от трех до восьми лет, в томчисле разновозрастных групп.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, объем обязательной части программы дошкольного образования рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.
Региональный образовательный модуль дошкольного образования по усмотрению дошкольной образовательной организации и участников образовательных отношений может занимать как все 40 % части, формируемой участниками образовательных отношений, так и использоваться для реализации отдельных направлений (образовательных областей) развития ребенка - социального-коммуникативного, познавательного, речевого, физического или художественно-эстетического развития.
Возможны несколько вариантов включения регионального образовательного модуля дошкольного образования в образовательный процесс дошкольной организации:
1) по календарно-тематическому принципу: каждый месяц в течение одной недели реализуется часть программы, формируемая участниками образовательных отношений;
2) включение регионального материала в перспективный план работы по каждому направлению развития дошкольников в разные виды деятельности (в зависимости от продолжительности пребывания детей в дошкольной организации в течение суток).
Региональный модуль может быть реализован в непосредственно организованной образовательной деятельности, а также в свободной нерегламентируемой детской деятельности и в режимных моментах.
Целью регионального образовательного модуля дошкольного образования является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Задачи:
- формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих на территории региона;
- формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии как своей малой родине;
- воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;
- формирование познавательного интереса к окружающей природе; к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
- формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
Региональный образовательный модуль дошкольного образования предназначен в помощь дошкольным организациям в разработке части, формируемой участниками образовательных отношений. В зависимости от пожеланий потребителей (родителей воспитанников), возможностей педагогического коллектива, условий местонахождения детского сада возможны два варианта использования:
1) для ознакомления дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия без специального изучения мордовских языков;
2) для ознакомления дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия и изучения мордовских (эрзянского/мокшанского) языков) в кружковой работе.
Варианты использования |
Контингент детей |
Кадровые условия |
Материальные условия |
Ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия без специального изучения мордовских языков |
Дошкольники от 3-х до 7 лет. Национальная, этническая принадлежность не имеет значения |
Особых условий не требуется |
Уголки народной культуры в группах, наличие мини музея народного быта; оформленные стенды с государственной символикой; альбомы, стенды, выставки, отражающие историю, культуру, особенности животного и растительного мира республики Мордовия |
Ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия и изучение мордовских (эрзянского / мокшанского) языков) в кружковой работе |
Дошкольники от 3-х до 7 лет. Национальная, этническая принадлежность не имеет значения. Дети-билингвы |
Наличие как минимум одного педагога - носителя мокшанского или эрзянского языка (руководитель кружка по обучению мордовским языкам) |
Наличие специальной литературы, детской литературы, аудио- и видеозаписей на мордовских языках |
Модуль построен на гуманистических принципах личностно- ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала. При разработке модуля авторы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста на материале родного края.
Ознакомление дошкольников с историей, культурой, природой республики Мордовия без специального изучения мордовских языков предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Педагогам, работающим по направлению «Речевое развитие» по обучению дошкольников родному языку, необходимо, во-первых, хорошо владеть языком, то есть знать основы грамматики, лексики, фонетики; во- вторых, знать особенности детей-билингвов и особенности усвоения ими второго языка. По желанию родителей дети, говорящие на одном языке, могут изучать мордовские языки.
В то же время, независимо от национальности и этнической принадлежности воспитанников, модуль предусматривает ознакомление ребенка с многообразием языков, на которых говорят жители республики Мордовия как одним из показателей культурного развития коренных народов территориальной общности.
Целевыми ориентирами при реализации регионального образовательного модуля дошкольного образования выступают:
- Ребенок имеет представления о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва-мокша и эрзя, русские, татары). Имеет элементарные представления о финно-угорских народах, к которым относится мордва. Проявляет уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре, обычаям, традициям.
- Ребенок может рассказать о своем родном городе (селе, поселке), о его достопримечательностях, об улице, на которой живет. Знает, что республика Мордовия - часть огромной страны России (Российской Федерации); Саранск - столица Мордовии. Имеет представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах, населяющих республику Мордовию, их языках, обычаях, традициях.
- Имеет представления об истории Мордовии и мордовского народа; о знаменитых людях - уроженцах Мордовии.
- Имеет представления о реках, озерах, заповедниках, находящихся на территории Мордовии. Называет представителей животного мира, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых, обитающих на территории Мордовии. Называет редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии, занесенные в Красную книгу. Имеет представления об экосистемах, природных зонах Мордовии. Называет 2-3 лекарственных растения, произрастающих в Мордовии.
- Называет народные приметы мордовского народа.
- Умеет организовывать мордовские подвижные игры.
- Использует в играх представления о родном городе, о Мордовии, о столице республики Мордовия - городе Саранске, о достопримечательностях мордовского края.
- Имеет представления об экологической ситуации в Мордовии.
- Имеет представления о промышленности Мордовии; о народных промыслах мордвы; о традиционных занятиях мордовских крестьян. Понимает смысл мордовских пословиц и поговорок о труде, применяет их в различных ситуациях.
- Проявляет интерес к родному языку и языкам народов, проживающих на территории Мордовии.
- Знает небольшие стихотворения и песенки о животных, птицах, временах года, людях, профессиях и т. д. мордовских писателей и поэтов, различные потешки, прибаутки, считалки, загадки, дразнилки и другие детские произведения из устно-поэтического творчества мордовского народа.
- Различает жанры литературных произведений; выразительно читает любимое стихотворение мордовских поэтов; называет имена 2-3 мордовских писателей; называет любимые сказки и рассказы.
- Знает особенности мордовского декоративно-прикладного искусства, называет народные промыслы мордвы. Называет художников и скульпторов - уроженцев мордовского края.
- Самостоятельно составляет узоры по мотивам мордовского орнамента, проявляет умения украшать одежду и посуду для кукол по мотивам мордовских узоров.
- Расписывает вылепленные изделия по мотивам мордовского орнамента.
- Узнает мелодию Государственного гимна Республики Мордовия.
- Знает разнообразные жанры русских, мордовских народных песен.
- Может назвать композиторов Мордовии (JI. П. Кирюков, JI. И. Воинов, Г. И. Сураев-Королев, Г. Г. Вдовин, Н. И. Бояркин, Н. В. Кошелева).
- Умеет разбирать эмоционально-образную сферу инструментальных и вокальных произведений, определять жанр произведения (марш, песня, танец), выделять средства музыкальной выразительности.
- Умеет различать русские, мордовские, татарские народные песни, произведения мордовских и русских композиторов на слух.
- Исполняет русские, татарские народные песни, мордовские народные песни в объеме сексты, септимы со структурой м.3 + б.2 + б.2 + м.3; б.2 + м.3 +б.2 + б.2 различных жанров.
- Умеет выразительно, напевно интонировать, четко произносить текст, петь на опоре, чисто петь в пределах квинты-септимы.
- Умеет импровизировать образные движения персонажей, инсценировать песни.
- Исполняет русские («в три ноги», подскоки, различные «дробушки» и т. п.) и мордовские (различные движения рук в сочетании с притопом и движением вперед, в сторону; «качалочка», «елочка», «боковой шаг»), татарские, украинские танцевальные движения.
- Умеет импровизировать танцевальные движения под музыку, двигаться в хороводе («плетень», «улица» и др.), в парах, в ходе драматизации песен.
- Умеет играть сольно на русских (рубель, трещотка) и мордовских (кальдердема, шавома (чавома)) народных музыкальных инструментах, импровизировать на них, играть в оркестре.