Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС ДО»
В соответствии с годовым планом МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» и планом тематического контроля в октябре 2015г. комиссией в составе: старшего воспитателя Храмовой С.В. была проведена тематическая проверка по теме «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС ДО».
Цель: Анализ системы воспитательно - образовательной работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.
Задачи:
Проанализировать:
- Основную образовательную программу МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» на включение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс;
- подготовленность педагогов к реализации регионального компонента дошкольного образования;
- организацию развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ как систему материальных объектов, направленных на взаимодействие личности с элементами мордовской народной культуры в процессе деятельности;
- взаимодействие педагогов и семьи по приобщению дошкольников к мордовской народной культуре
Сроки: 23.10.2015г. –28.10.2015г.
В сферу контроля были включены вопросы:
- Анализ Основной образовательной программы МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» на включение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс;
- Оценка профессиональных умений воспитателей;
- Инновационная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках реализации регионального компонента;
- Просмотр организованной образовательной деятельности;
- Оценка создания условий этнокультурного развития детей в группах и ДОУ;
- Оценка планирования работы педагогов ;
- Оценка методического обеспечения;
- Оценка форм взаимодействия педагогов с родителями по реализации регионального компонента;
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.
- Анализ Основной образовательной программы МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» (далее-Программа) показал, что региональный компонент образования реализуется в вариативной части Программы. Составной частью Программы является региональный модуль для детей дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», направленный на изучение языков, культуры, истории мордовского народа. Наряду с действующим модулем продолжает реализовываться региональная программа «Валдоня», направленная на художественно-творческое, историко-культурное, физичекое развитие детей средствами мордовской национальной культуры.
В Программе представлены:
- Особенности содержания образовательной деятельности по реализации регионального компонента;
- Компоненты национальных и социокультурных условий развития детей дошкольного возраста через ознакомление с малой родиной – Республикой Мордовией;
- Методическое обеспечение.
Воспитательно-образовательный процесс по реализации регионального компонента затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с детьми и культурные практики:
-в образовательной деятельности (занятия);
- в игре;
-в совместной деятельности педагога с детьми;
-в культурно – досуговой деятельности;
-в самостоятельной деятельности детей;
-в совместной деятельности с родителями воспитанников;
-в работе с социумом.
- С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов:
- организуются консультации для воспитателей по этнокультурному воспитанию дошкольников;
- педагоги участвуют в творческих и профессиональных конкурсах;
- педагоги являются членами рабочей группы по проектированию основной образовательной программы - новый вид профессиональной деятельности;
- принимают участие в районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района, педагогических чтениях.
- Определяющим условием в организации этнокультурного образования являются творческий и научно-исследовательский потенциал педагогов ДОУ, их стремление к профессиональному совершенствованию и использованию инновационных методик образования и воспитания. Одним из способов приобщения к новейшим образовательным технологиям служит проектная технология.
Построение педагогического процесса по реализации регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает внедрение инновационных проектов и программ.
Проект «Использование мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учётом мордовской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ», предполагает использование народных игр в работе с детьми, позволяет донести до детей нравственные ценности, колорит его обычаев, своеобразие мордовского языка, сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям.
Развитие сенсомоторной функции у детей младшего дошкольного возраста, творческих способностей, речи детей, приобщение к культуре мордовского края ведётся через использование технологии тестопластика (лепка из соленого теста), в рамках проекта «Мукасолька».
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ», позволяет реализовать актуальные в настоящее время цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на ФГОС ДО с учетом регионального компонента. Особенность проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с народными традиционными праздниками родного края.
В рамках реализации проекта «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в системе приобщения детей к мордовской культуре во второй младшей группе с учетом реализации ФГОС ДО» дети младшего дошкольного возраста знакомятся с нетрадиционными способами рисования, учатся передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, проявляют интерес к мордовской народной культуре, стремятся научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Всё это находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
В рамках программы «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ» дошкольники учатся различным приемам работы с бумагой; следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; знакомятся с искусством бумагокручения.
- В ходе тематического контроля был осуществлён просмотр организованной образовательной деятельности:
1.Маколова Светлана Сергеевна - «Путешествие по малой Родине», средняя группа;
2.Панкова Екатерина Николаевна- «День рождение Алдуни», средняя группа;
3.Лапшова Надежда Юрьевна- «В гости к бабушке Маруне», первая младшая группа, который показал, что занятия состоят из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Занятия с детьми составлены с учетом этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Мордовии. В работе с детьми педагоги используют вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление - все это способствует мыслительной деятельности и возможности для развивающего обучения каждого ребёнка. Во время проведения организованной образовательной деятельности педагоги сочетают различные формы групповой и индивидуальной работы. Также при выборе темы занятия и материалов к нему происходит упор на основные принципы дидактики, которые лежат в основе основной образовательной программы МБДОУ, учитываются возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития. С детьми была проведена предварительная работа: чтение художественных произведений, разучивание поговорок и пословиц о родине, знакомство с национальной одеждой мордвы.
Использовались следующие формы организации детей:
групповая –подвижная игра «Собака и белочки», «Волшебный кокошник», «Урожай собирай» .
подгруппа – речевые дидактические упражнения, обсуждения, выводы.
индивидуальная –дидактическая игра «Собери национальный костюм» , работа с презентацией по вопросам.
Были продуманы условия:
- В группе проветрено, чисто.
- Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
- Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть – направлена на мотивацию детей. В качестве мотивации использовалась кукла, сюрпризный герой.
Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Наглядные: иллюстративный красочный материал, демонстрационный, презентация.
Словесные: вопросы «на засыпку» к детям, повторение и уточнение, поощрение.
Практический: участие детей в дидактических играх, коллективная работа, умение работать дружно и проявление уважения друг к другу.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.
Использование разнообразных методов и приемов, технологий (ИКТ, технологии исследования, игрового) – все это условия для положительной динамики развития и усвоения данной темы дошкольниками.
Основная часть занятия – совместная практическая деятельность педагога и детей: выполнение заданий, предложенных дошкольникам.
3 часть – заключительная, на ней был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.
- С целью оценки созданных условий этнокультурного развития детей в группах и ДОУ проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды, который показал, что в группах и ДОУ создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. В каждой возрастной имеется уголок мордовской народной культуры, где представлены: куклы в национальной одежде: герб, гимн, флаг Республики Мордовия; методическая литература, журналы, открытки, хрестоматия с мордовскими народными сказками; мордовские народные игрушки. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры. Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, набор дисков, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о мордовской народной культуре, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В МБДОУ на лестничной клетке организован мини-музей хлеба и «Мордовская изба» - являются одной из форм ознакомления детей с родным краем. Остаётся проблемой недостаточность помещений в МБДОУ для организации полноценного музея.
- В ходе проверки была проанализирована документация групп: перспективные и календарные планы на наличие регионального компонента. Общее состояние ведения текущей документации воспитателей оценено как удовлетворительное. Текущая документация аккуратна, эстетически оформлена. Ежедневно готовится план воспитательно-образовательной деятельности с детьми на день в соответствии с перспективным планом, сеткой занятий. Работа по включению регионального компонента в воспитательно – образовательный процесс планируется согласно примерного регионального модуля для детей дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» и региональной программой «Валдоня». В календарных планах в режимных моментах прописываются мордовские подвижные и дидактические игры, чтение мордовских народных сказок, беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций и фото мордовского национального костюма и т.д.
- Анализ методического обеспечения показал, что в группах и методическом кабинете имеется в наличии программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал, художественная литература по реализации регионального компонента.
- Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»/авт. О.В. Бурляева, Л.П. Карпушина, Е.Н. Коркина, и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011 (рекомендовано Республиканским экспертным советом при Министерстве образования РМ, 2011г.)
- Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/сост.Е.Н.Киркина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013.-216 с.
- Валдоня. Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ.Мордовия.- Саранск: Тип. «Красн.Окт.». 2011.-108с.
- Б.С.Брыжинский. Серебрянные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной обработке. Саранск.: Модов.кн.изд-во , 2002г.
- Ю.Ф.Юшкин Мордовское народное искусство. Саранск.: Модов.кн.изд-во ,2000г.
- Республика Мордовия в России и мире:учебн.пособие/ Н.И.Изергина, В.П.Изергина; под ред.чл.корр.РАН Н.М.Арсентьева; Изд.центр ИСИ МГУ им.Н.П.Огарёва. – Саранск,2013. – 320с.
- Федот Васильевич Сычков. Живопись. Графика: альбом/авт.-сост. Л.Г.Бертяева, Л.А.Букина М.И.Сурина; Саранск,2010. – 312с.
- Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родн. крае для маленьких читателей/ МГУ им.Н.П.Огарёва.; авт.-сост. Н.М.Арсентьев, Т.С.Баргова, К.И.Шапкаркин.-Саранск:-2005.-48с.
- Саранск столичный: рассказы для детей о столице Республики Мордовия/ Авт.-сост.: Н.М.Арсентьев, Т.С.Баргова, Е.С.Руськина и др. – Саранск: Издатель Константин Шапкаркин, 2012. – 48с.
Имеется необходимость продолжать пополнять программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал по мере поступления новинок в продажу.
- С целью оценки форм взаимодействия педагогов и семьи по реализации регионального компонента проведено анкетирование педагогов, которое показало, что педагоги используют различные формы работы направленные на вовлечение родителей в образовательный процесс: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок совместных поделок детей и родителей, участие родителей на детских концертах и праздниках. Сотрудничество с родителями по данному направлению имеет существенное значение. Отношения с родителями строятся на основе партнерства, развивается тесное взаимодействие с семьей, включающее в себя следующее: установление с родителями деловых контактов, общей позиции по отношению воспитания ребенка, создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада; обеспечение родителей психолого-педагогической информацией об особенностях развития, воспитания детей дошкольного возраста, совместное наблюдение за динамикой развития ребенка. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний по региональному компоненту.
- В рамках эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума по реализации регионального компонента МБДОУ активно сотрудничает сАлександровской сельской библиотекой, КДЦ «Современник». Совместно с МОУ «Александровская СОШ» разработан план преемственности, включающий в себя посещение краеведческого музея школы. В музее накоплен определённый опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста и родителями, воспитателями детских садов. В фонде музея представлена мордовская национальная одежда, бытовые предметы, сельскохозяйственные орудия, иконы, деревянные скульптуры, книги и фотографии. В выставочном зале музея регулярно проходят выставки творчества мордовских художников и изделий народного промысла.
Вывод: Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что этнокультурный компонент образования занимает значительное место в образовательном процессе МБДОУ. Это отвечает требованиям социокультурной среды, в которой оно функционирует.
Анализ Основной образовательной программы МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» (далее-Программа) показал, что региональный компонент образования реализуется в вариативной части Программы. В МБДОУ реализуется региональный модуль «Мы в Мордовии живем».
Воспитательно-образовательный процесс по реализации регионального компонента затрагивает все образовательные области и осуществляется через все формы работы с детьми и культурные практики.
Занятия с детьми составлены с учетом этнокультурной составляющей в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО направлено на систематизацию знаний у детей о родном крае – Республике Мордовии.
В группах и МБДОУ проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды, который показал, что в группах и ДОУ создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Педагоги используют различные формы работы направленные на вовлечение родителей в образовательный процесс: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок совместных поделок детей и родителей, участие родителей на детских концертах и праздниках. Однако необходимо шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний.
Ведется активная работа с учреждениями и организациями, занимающимися этнокультурным просвещением детей. Вместе с тем выявлены определенные проблемы в организации этнокультурного образования в ДОУ: недостаточность предметно-развивающей среды, узость поля профессионального взаимодействия педагогов по вопросам новых образовательных технологий этнокультурной направленности, недостаточность помещений в МБДОУ для организации полноценного музея.
Рекомендации:
1.С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов принимать участие в конференциях на республиканском и региональном уровнях;
- Осуществлять воспитательно-образовательный процесс с непосредственным включением родителей в образовательную деятельность по этнокультурному воспитанию детей. Шире использовать нетрадиционные формы работы с родителями и нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Организовать сотрудничество с родителями в сборе экспонатов, материалов для осуществления задач введения регионального компонента в содержание дошкольного образования в детском саду.
- Продолжать пополнять и обновлять развивающую предметно-пространственную среду с учетом этнокультурной ситуации развития ребёнка.
- Имеется необходимость продолжать пополнять программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал по мере поступления новинок в продажу.
- Аналитическую справку по итогам проведения тематического контроля представить на педагогическом совете.
Член комиссии: ____________ С.В.Храмова
Справку подготовила старший воспитатель С.В.Храмова