Сайт старшего воспитателя МБДОУ "Александровский детский сад "Ягодка" Храмовой Светланы Викторовны

Проект "Региональный компонент"

Аналитическое обоснование.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

            На современном этапе в обществе происходит становление новой системы  дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования -  «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая  «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …». 

Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.

Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.

Поэтому сегодня проблема разработки регионального содержания дошкольного образования является актуальной.

            Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.

В ФГОС ДО отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции ДОУ или Группы.

Исходя из этого, назрела необходимость разработки проекта «Региональный компонент» с учётом национально-регионального компонента.

Цели проекта. Создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края с учетом этнокультурного развития детей;

Замысел проекта: Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального образовательного компонента в ДОУ будет предполагать преимущественное использование аутентичных(подлинных) образцов национальной культуры. Такой подход потребует создание специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять её, отражая неповторимый колорит мордовской национальной культуры.

Работа по региональному компоненту будет реализовываться через все формы работы с детьми и культурные практики:

-в образовательной деятельности (занятия);

- в игре;

-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;

-в культурно – досуговой деятельности;

-в самостоятельной деятельности детей;

-в совместной деятельности с родителями воспитанников;

-в работе с социумом.

Реализация регионального компонента построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС.

При планировании будут учитываться пожелания детей, инициатива. Подготовка семей будет проходить на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и т.д., задачей которых будет повышение компетентности, информированности родителей по приобщению детей к культуре мордовского народа, их участие в данном процессе.

            Содержание проекта будет корректироваться с участием родителей и педагогических работников.

Сроки реализации проекта: 2016 – 2017гг.

 

 

 

 

 

 

 


Планирование содержания проекта.

Этапы проекта

Пакеты работ

Отдельные работы

Требования к выполнению работ

Сроки выполнения работ

Формы предоставления результатов

1 Этап (подготовительный).

1.1. Разработка содержания проекта «Региональный компонент».

1.1.1.Создание нормативно-правой базы проекта.

Будет создано нормативно-правовое обеспечение деятельности проекта

(положение о проекте и другие локальные акты).

Декабрь 2015г. – февраль 2016г.

Нормативно-правая база проекта.

1.1.2.Разработка системы работы с детьми по региональному компоненту.

Работа по региональному компоненту будет реализовываться через все формы работы с детьми и культурные практики:

-в образовательной деятельности (занятия);

- в игре;

-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;

-в культурно – досуговой деятельности;

-в самостоятельной деятельности детей;

-в совместной деятельности с родителями воспитанников;

-в работе с социумом.

Реализация регионального компонента построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС.

Первая половина 2016 года

Содержание работ по региональному компоненту.

1.1.3. Выявление на педсовете технологий, программ, методик для использования в воспитательно-образовательном процессе по реализации регионального компонента.

На педсовете будут рассмотрены примерный региональный модуль программы дошкольного образования  «Мы в Мордовии живём», комплексная программа «Валдоня» для детей дошкольного возраста, рекомендованные экспертным советом  Министерства образования Республики Мордовия.

Вторая половина 2016 года

Протокол педагогического совета.

1.1.4.Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ будут проводиться консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада.

Первая половина 2016 года.

Консультации, отчёты о проведении круглых столов, деловых игр.

1.1.5.Доработка и коррекция содержания работ проекта с учётом предложений воспитателей, родителей.

Содержание проекта будет доработано  с учётом предложений, полученных от воспитателей, родителей.

Первая половина 2016 года.

Содержание работ проекта.

2 Этап. Реализация проекта.

2.1. Создание предметно-пространственной среды детского сада с учётом этнокультурной ситуации развития ребёнка.

2.1.1.Создание условий для организации образовательного пространства с учетом этнокультурного развития детей.

 

Развивающая предметно-пространственная среда будет содержательно-насыщенной, трансформируемой,  полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, направленной, прежде всего, на учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО  к развивающей предметно-пространственной среде.

Первая половина 2016 года.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в области физическое развитие в соответствии с ФГОС ДО.

 

2.2. Обновление материально-технической базы.

 

2.2.1.Оказание родителями помощи в оборудовании места, отведенного для мини-музея, в сборе экспонатов, материалов для осуществления задач введения регионального компонента в содержание дошкольного образования в детском саду.

Будет создан мини-музей «Мордовская изба»,  целью которого является представление традиционной культуры и быта мордовского народа.

Первая половина 2016 года.

Аналитическая справка по результатам мониторинга.

2.3.Реализация проектов и программ

2.3.2.Реализация проекта «Использование мордовских народных и  различных видов игр, разработанных с учётом мордовской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ»

Будут использоваться мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать лучшему усвоению культуры мордовского народа, а так же воспитывать духовность, самостоятельность, толерантность.

 

2016 – 2017г.

Отчёт по итогам проекта.

2.3.3.Реализация проекта «Мукасолька»

В ходе реализации проекта дети будут выделять изделия мордовского  декоративно- прикладного искусства из группы изделий и предметов быта. В ходе  занятий тестопластикой у детей сформируется  интерес к художественной деятельности, разовьется фантазия, мелкая моторика рук.

 

Первая половина 2016 года.

Отчёт по итогам проекта.

2.3.4.Реализация проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС ДО »

Будут использоваться средства и образы произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края которые будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

 

Первая половина 2016 года.

Отчёт по итогам проекта.

2.3.5.Реализация проекта «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в приобщении младших дошкольников к мордовской культуре»

Будет создана система методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности по приобщению младших дошкольников к мордовской культуре.

 

 

Первая половина 2016 года.

Отчёт по итогам проекта.

2.3.6.Реализация программы «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ»

Использование  техники бумагокручения – квиллинга в реализации национально-регионального компонента в процессе художественного –эстетического развития детей, повысит качество изучения национально-регионального компонента в целом.

 

 

2016 – 2017г.

Отчёт по итогам программы.

2.4. Совместные мероприятия с родителями, руководителем музея  школы

2.4.1.Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Мероприятия, занятия и другие формы работы с родителями будут направлены на приобщение дошкольников к культуре мордовского народа.  

2016 г.

Информация на сайте ДОУ.

2.4.2.Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы

Совместно с МОУ «Александровская СОШ» будет разработан план преемственности, включающий в себя посещение краеведческого музея школы.

2016 г.

Информация на сайте ДОУ.

3 Этап (обобщение и распространение результатов проекта в детском саду)

3.1. Анализ результатов проекта

3.1.1. Обобщение результатов проекта

Должен быть подготовлен итоговый отчёт руководителя проекта, с которым выступит перед рабочей группой, родительской общественностью, членами педколлектива

2017г.

Итоговый отчёт руководителя проекта.

3.1.2. Презентация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения ДОУ

Должна быть подготовлена презентация с фотографиями и рекомендациями для родителей  для подготовки аналогичной среды дома.

2017г.

Слайд-шоу на сайте ДОУ.

3.2. Анализ работы с родителями по реализации регионального компонента

Разработка итоговой анкеты для опроса родителей и выявления ценного опыта семейного воспитания. Проведение итогового анкетирования родителей.

Анкета должна выявлять удовлетворённость родителей по приобщению детей к культуре мордовского народа, их участие в данном процессе.

2017г.

Аналитические материалы по результатам анкетирования родителей.

 

Оставить комментарий: