Проект "Региональный компонент"
Аналитическое обоснование.
Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне идеалов – любви к малой родине. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного… материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Поэтому сегодня проблема разработки регионального содержания дошкольного образования является актуальной.
Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.
В ФГОС ДО отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции ДОУ или Группы.
Исходя из этого, назрела необходимость разработки проекта «Региональный компонент» с учётом национально-регионального компонента.
Цели проекта. Создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края с учетом этнокультурного развития детей;
Замысел проекта: Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального образовательного компонента в ДОУ будет предполагать преимущественное использование аутентичных(подлинных) образцов национальной культуры. Такой подход потребует создание специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять её, отражая неповторимый колорит мордовской национальной культуры.
Работа по региональному компоненту будет реализовываться через все формы работы с детьми и культурные практики:
-в образовательной деятельности (занятия);
- в игре;
-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;
-в культурно – досуговой деятельности;
-в самостоятельной деятельности детей;
-в совместной деятельности с родителями воспитанников;
-в работе с социумом.
Реализация регионального компонента построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС.
При планировании будут учитываться пожелания детей, инициатива. Подготовка семей будет проходить на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и т.д., задачей которых будет повышение компетентности, информированности родителей по приобщению детей к культуре мордовского народа, их участие в данном процессе.
Содержание проекта будет корректироваться с участием родителей и педагогических работников.
Сроки реализации проекта: 2016 – 2017гг.
Планирование содержания проекта.
Этапы проекта |
Пакеты работ |
Отдельные работы |
Требования к выполнению работ |
Сроки выполнения работ |
Формы предоставления результатов |
1 Этап (подготовительный). |
1.1. Разработка содержания проекта «Региональный компонент». |
1.1.1.Создание нормативно-правой базы проекта. |
Будет создано нормативно-правовое обеспечение деятельности проекта (положение о проекте и другие локальные акты). |
Декабрь 2015г. – февраль 2016г. |
Нормативно-правая база проекта. |
1.1.2.Разработка системы работы с детьми по региональному компоненту. |
Работа по региональному компоненту будет реализовываться через все формы работы с детьми и культурные практики: -в образовательной деятельности (занятия); - в игре; -в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка; -в культурно – досуговой деятельности; -в самостоятельной деятельности детей; -в совместной деятельности с родителями воспитанников; -в работе с социумом. Реализация регионального компонента построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС. |
Первая половина 2016 года |
Содержание работ по региональному компоненту. |
||
1.1.3. Выявление на педсовете технологий, программ, методик для использования в воспитательно-образовательном процессе по реализации регионального компонента. |
На педсовете будут рассмотрены примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», комплексная программа «Валдоня» для детей дошкольного возраста, рекомендованные экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия. |
Вторая половина 2016 года |
Протокол педагогического совета. |
||
1.1.4.Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования. |
С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ будут проводиться консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. |
Первая половина 2016 года. |
Консультации, отчёты о проведении круглых столов, деловых игр. |
||
1.1.5.Доработка и коррекция содержания работ проекта с учётом предложений воспитателей, родителей. |
Содержание проекта будет доработано с учётом предложений, полученных от воспитателей, родителей. |
Первая половина 2016 года. |
Содержание работ проекта. |
||
2 Этап. Реализация проекта. |
2.1. Создание предметно-пространственной среды детского сада с учётом этнокультурной ситуации развития ребёнка. |
2.1.1.Создание условий для организации образовательного пространства с учетом этнокультурного развития детей.
|
Развивающая предметно-пространственная среда будет содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, направленной, прежде всего, на учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. |
Первая половина 2016 года. |
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в области физическое развитие в соответствии с ФГОС ДО.
|
2.2. Обновление материально-технической базы.
|
2.2.1.Оказание родителями помощи в оборудовании места, отведенного для мини-музея, в сборе экспонатов, материалов для осуществления задач введения регионального компонента в содержание дошкольного образования в детском саду. |
Будет создан мини-музей «Мордовская изба», целью которого является представление традиционной культуры и быта мордовского народа. |
Первая половина 2016 года. |
Аналитическая справка по результатам мониторинга. |
|
2.3.Реализация проектов и программ |
2.3.2.Реализация проекта «Использование мордовских народных и различных видов игр, разработанных с учётом мордовской национальной культуры, как средство этнокультурного развития детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в ДОУ» |
Будут использоваться мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, что будет способствовать лучшему усвоению культуры мордовского народа, а так же воспитывать духовность, самостоятельность, толерантность.
|
2016 – 2017г. |
Отчёт по итогам проекта. |
|
2.3.3.Реализация проекта «Мукасолька» |
В ходе реализации проекта дети будут выделять изделия мордовского декоративно- прикладного искусства из группы изделий и предметов быта. В ходе занятий тестопластикой у детей сформируется интерес к художественной деятельности, разовьется фантазия, мелкая моторика рук.
|
Первая половина 2016 года. |
Отчёт по итогам проекта. |
||
2.3.4.Реализация проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС ДО » |
Будут использоваться средства и образы произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края которые будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
|
Первая половина 2016 года. |
Отчёт по итогам проекта. |
||
2.3.5.Реализация проекта «Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в приобщении младших дошкольников к мордовской культуре» |
Будет создана система методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности по приобщению младших дошкольников к мордовской культуре.
|
Первая половина 2016 года. |
Отчёт по итогам проекта. |
||
2.3.6.Реализация программы «Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учётом современных технологий в условиях ДОУ» |
Использование техники бумагокручения – квиллинга в реализации национально-регионального компонента в процессе художественного –эстетического развития детей, повысит качество изучения национально-регионального компонента в целом.
|
2016 – 2017г. |
Отчёт по итогам программы. |
||
2.4. Совместные мероприятия с родителями, руководителем музея школы |
2.4.1.Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. |
Мероприятия, занятия и другие формы работы с родителями будут направлены на приобщение дошкольников к культуре мордовского народа. |
2016 г. |
Информация на сайте ДОУ. |
|
2.4.2.Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы |
Совместно с МОУ «Александровская СОШ» будет разработан план преемственности, включающий в себя посещение краеведческого музея школы. |
2016 г. |
Информация на сайте ДОУ. |
||
3 Этап (обобщение и распространение результатов проекта в детском саду) |
3.1. Анализ результатов проекта |
3.1.1. Обобщение результатов проекта |
Должен быть подготовлен итоговый отчёт руководителя проекта, с которым выступит перед рабочей группой, родительской общественностью, членами педколлектива |
2017г. |
Итоговый отчёт руководителя проекта. |
3.1.2. Презентация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения ДОУ |
Должна быть подготовлена презентация с фотографиями и рекомендациями для родителей для подготовки аналогичной среды дома. |
2017г. |
Слайд-шоу на сайте ДОУ. |
||
3.2. Анализ работы с родителями по реализации регионального компонента |
Разработка итоговой анкеты для опроса родителей и выявления ценного опыта семейного воспитания. Проведение итогового анкетирования родителей. |
Анкета должна выявлять удовлетворённость родителей по приобщению детей к культуре мордовского народа, их участие в данном процессе. |
2017г. |
Аналитические материалы по результатам анкетирования родителей. |